Проведены курсы повышения квалификации «Уральские и алтайские языки: современные методы работы»

3-14  июля 2017 года в рамках стратегических инициатив «Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава («Кадры новой формации»)» и «Реализация моделей и практик успешных международных исследовательских университетов по эффективному развитию исследовательской деятельности» Программы повышения конкурентоспособности ТГУ на 2017 год на базе лаборатории Лингвистической антропологии филологического факультета, совместно с Институтом дистанционного образования Томского государственного университета были организованы и проведены курсы повышения квалификации «Уральские и алтайские языки: современные методы работы».

Курсы состоялись при поддержке Мегагранта Правительства РФ и способствовали совершенствованию компетенций, необходимых для профессиональной деятельности сотрудников профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, реализующих дополнительные и основные профессиональные программы, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование.

Обучение прошли 49 человек: аспиранты, молодые ученые, научные сотрудники, кандидаты и доктора наук из государственных университетов Томска, Горно-Алтайска,  Кызыла, Новосибирска, Якутска, Уфы, Казани, Ханты-Мансийска, Кемерово, Москвы, Санкт-Петербурга, Франкфурта.

На курсах были рассмотрены теоретические и практические аспекты организации и проведения полевых лингвистических исследований по сбору первичных данных, слушатели курсов изучили особенности и возможности использования компьютерного программного обеспечения в сборе и обработке лингвистического материала, специфику работы с экспериментально-фонетической программой Praat, программами Lingvodoc и Elan. На семинарских занятиях изучалась диалектология, исторические и ареальные особенности тюркских и уральских языков, письменные свидетельства, особенности фонетики,  морфологии, этимологии, статистические методы в лингвистике, современное состояние различных языков и многие другие вопросы.

Особый интерес вызвали лекции докторов филологических наук Анны Владимировны Дыбо, Юлии Викторовны Норманской, Ирины Анатольевны Невской. В ходе занятий возникали живые дискуссии по актуальным вопросам исследования тюркских и алтайских языков. Активная работа слушателей на занятиях позволила выявить актуальные для алтаистики и уралистики проблемы.

Слушатели курсов справились с групповыми и индивидуальными заданиями. В ходе изучения основных этапов работы с компьютерными программами для участников были проведены тренинговые занятия.

В целом, опрос участников показал, что слушатели высоко оценили программу курсов, грамотно и структурированно представленный лекторами материал, продуктивную практическую работу и доброжелательную атмосферу, а также возможность получить практические рекомендации.

Не менее насыщенной была и вечерняя культурно-развлекательная программа. Интересные и познавательные экскурсии по городу, посещение музеев, театра и Центра татарской культуры понравились всем участникам. Проживание в студенческом жилом комплексе ТГУ «Парус» было высоко оценено слушателями и преподавателями курсов.

Все слушатели выразили желание продолжить работу по данной тематике и принять участие в других мероприятиях, организованных Лабораторией Лингвистической антропологии.

Для всех лиц, заинтересованных в совершенствовании или получении новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в области уральских и алтайских языков, или повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, предлагаем в свободном доступе материалы, любезно предоставленные преподавателями курсов повышения квалификации «Уральские и алтайские языки: современные методы работы», а также научного семинара «Актуальные вопросы исследования языков Южной Сибири».

Видео и текстовые материалы научных и образовательных мероприятий лаборатории «Лингвистической антропологии» Вы можете найти по ссылке.

Данное исследование поддержано Министерством Образования и Науки Российской Федерации (грант номер 14.Y26.31.0014)

Введите данные:

Forgot your details?