С 26 сентября по 1 октября при поддержке гранта Правительства РФ «Языковое и культурное разнообразие Южной Сибири в синхронии и диахронии: взаимодействие языков и культур» в Лаборатории лингвистической антропологии филологического факультета ТГУ проходил международный научно-практический семинар «Артикуляторная фонетика народов Сибири: современная экспериментальная база» с участием Джонатана Норта Вашингтона, профессора отделения лингвистики Суортмор-колледжа, шт. Пенсильвания, США (веб-сайт http://jnw.name).

Среди научных интересов профессора Вашингтона – тюркские языки (особенно казахский и киргизский), артикуляционные и акустические особенности вокалических систем, фонология сонорности и слоговых границ, языковые технологии для миноритарных и малоизученных языков, компьютерная лингвистика, сравнительно-историческое и сопоставительное изучение тюркских языков. В 2016 г. в Университете Индианы в Блумингтоне ему была присуждена степень доктора философии в области лингвистики и центрально-евразийских исследований.
Целью его визита в ТГУ было обучение сотрудников Лаборатории, а также приглашенных специалистов из Института филологии СО РАН, Института языкознания РАН и ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ принципам ультразвукового исследования артикуляционных параметров речи (на материале тюркских языков) при помощи аппарата Articulate Instruments Micro, приобретенного Лабораторией и не имеющего аналогов в России. Ультразвуковая визуализация положений языка при артикуляции позволяет проводить сравнительный анализ звуков речи отдельных языков и делать выводы об историческом развитии их фонологических систем.
В ходе семинара были записаны и частично проанализированы образцы звуков от носителей кумыкского, шорского и казанско-татарского языков. В настоящее время материал обрабатывается и впоследствии может быть использован для дальнейшего сравнительного изучения тюркских языков Российской Федерации с особым акцентом на сибирские тюркские языки – шорский, телеутский, хакасский, чулымский и сибирско-татарский.

 

Данное исследование поддержано Министерством Образования и Науки Российской Федерации (грант номер 14.Y26.31.0014)

Введите данные:

Forgot your details?